Календарь

П В С Ч П С В
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика

Часть 5. Черкасы.

Многие века шли сложные этнические процессы смешения славяно-русских и тюрко-булгар сначала на границах Киевской, а затем Владимирской Руси. Данное обстоятельство нашло отражение как в русских летописях, так и в трудах первых русских историков. Мы уже видели, что переселенные под Киев и Чернигов "булгары-ясы" превращались в торков, берендеев, черных клобуков. "Тюрки иногда учтиво торпеи, - пишет В.Н.Татищев, - яко же берендеи и чернии клобуки, имянованы, и выше показано, что с половцы единородны были. ...Сии тюрки частично сами поддався, частично пленением по русским разным градам поселены, яко в Переяславли, Тмутаракани и пр. упоминаются, но более по реке Роси свои собственные грады и князей имели под властию русскою. Главный град их Торческ, ныне Карсунь. Их историки разно именуют, яко торки, печенеги, козари, чернии клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были. По нашествии татар все сии имена угасли, знатно татара к себе приобсчили". Вот эти-то торки потомки ясов-булгар, названные черкасами, были предками запорожских казаков, которых еще во времена Крымского ханства называли черкасами. Они уже были полностью под воздействием украинской этноноосферы, ибо, приняв православие, живя долгое время бок о бок с украинцами, они далеко отошли от своих истоков. По крови они были тюрки, но по менталитету принадлежали к украинской этноноосфере. Здесь мы видим пример того, что не по крови определяется национальность, вернее не всегда по крови, а по образу мышления и жизни, что находится в зависимости от этноноосферы данного народа. Н.М. Карамзин также писал в примечании 437 к т. I, гл. IX: "Наши летописцы называли Торков и Берендеев Черкасами...". В примечании 218 к т. II, гл. VII он же отмечает: "Где в одних летописях говорится о Торках, Берендеях и Печенегах, там в других названы только Черные Клобуки (...). Сие имя было для них общим и дано им, без сомнения, от черных шапок. ...Сих же Черных Клобуков называли Черкасами (...)". В примечании 347 к т. II, гл. XII Карамзин приводит из Киевской летописи слова: "...Черные Клобуки - еще зовутся Черкасы". От них получили свои названия г. Черкасы на Украине и г. Новочеркасск в Ростовской области. Таким образом, ядро как запорожских, так и донских казаков составили черкасы - потомки черных булгар, а затем донских булгар-ясов. Потом к ним примкнули родственные им печенеги и половцы. Приняв православие, а в свою среду русских, перейдя на службу к русским князьям и царям, черкасы окончательно обрусели, т.е. сменили этноноосферу. Ясы во времена монгольского господства. Много ценных сведений для понимания этнической ситуации в южных областях Восточной Европы дают арабо-персидские авторы времени монгольского нашествия 30-40-х гг. XIII в. Впервые народы Восточной Европы столкнулись с монголами (или татарами, как их называли на Руси) 1223 г., когда объединенное русско-половецкое войско потерпело от них поражение на реке Калке. В том же году войска монголов под предводительством полководца Субедея в районе Жигулей на Волге били разбиты волжскими булгарами. Со 2-ой половины 30-х гг. XIII в. начинается планомерное завоевание монголами Восточной Европы. Среди народов побежденных ими были и асы (ясы) - донские булгары. Персидский автор, составитель "Сборника летописей", Рашид-ад-дин (1247-1318) писал: "И благословенный взгляд каана (Угедея - Р.Б.) остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских , булар (поляков), маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали;...". Переводчик передает слово "булгар" как "поляков". Но при чем тут поляки, когда первоочередной задачей монголов было завоевание земель кипчаков, русских, волжских булгар, буртасов, башкиров, асов (нижневолжских и донских булгар) и Крыма. Ниже мы увидим, что переводчики подчас путают этнонимы, подразумевая под ними совершенно другие народы, чем те, которые имели в виду сами арабо-персидские авторы. "Когда Каан (Угедей), - отмечает Джувайни (1226-1283), - отправил Менгу-Каана, Бату и других царевичей для овладения пределами и областями Булгара, асов, Руси и племен кипчакских, аланских и других, (когда) все эти земли были очищены от смутьянов и все что уцелело от меча преклонило голову перед начертанием (высшего) повеления, то между кипчакскими негодяями нашелся один, по имени Бачман, который с несколькими кипчакскими удальцами успел спастись; к нему присоединилась группа беглецов". Рашид-ад-дин пишет, что у Бачмана был союзник "Качир-укулэ из племени асов". Джувайни различает асов и алан. Достойно внимания и то, что он перечисляет народы не как попало, а последовательно по расположению их рядом друг с другом: Булгар, асы (донские булгары), Русь, кипчаки, аланы. Эйлани (1361-1451) сообщает: "Вторгнувшись в эти земли, они (монголы - Р.Б.) покорили жившие в них тюркские народы и племена Кипчакские, Аланские, Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да (прочих) обитателей этих стран; они одолели их разбоем, грабежом, пленом и опустошением". Автор асские племена не относит к аланским, к тюркским же народам причисляет булгар и башкир. А то, что племена черкесские и русские поставлены рядом говорит о том, что под "черкесами" Эйлани имеет в виду не современных черкесов, а черкас, т.е. потомков черных клобуков, берендеев, торков. Арабо-персидские географы и историки очень хорошо знали булгар и башкир еще со времен Ибн-Фадлана (X в.), поэтому было бы удивительным, если бы они не знали и не отметили в своих сочинениях завоевание монголами булгарских и башкирских земель, но разные авторы подчас по разному называют эти земли, что в то время было понятно каждому, а для нас их смысл уже потерян, но логическую реконструкцию наименования тех или иных народов с современной точки зрения все же возможно произвести. Приведем два сообщения из сочинения Эломари (ал-Омари) (1-я половина XIV в.): 1)"В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие. Что касается городов Черкесских, Русских и Ясских, то у них (всего) этого очень много. Там много меду белого цвета (липовый мед - Р.Б.), приятного на вкус, лишенного остроты. ...Хотя они (кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Ясов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам". 2)"У султана этого государства (Узбека - Р.Б.) рати Черкесов, Русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е водится скот), текут реки и добываются плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданые его, хотя у них и есть (свои) цари". Здесь говорится о трех народах, которые живут рядом: черкесы - это черкасы, тюркские предки запорожских и донских казаков; русские и ясы - под последним именем автор имеет в виду вообще всех булгар, как волжских, так и донских. То, что ал-Омари маджар поместил между русскими и ясами (булгарами), может свидетельствовать следующее: маджары не кто иные, как буртасы, которые занимали земли к югу и западу от Жигулей. Автор говорит так же о кипчаках, которые в это время составляли основную и самую многочисленную часть монгольского войска. У Рашид-ад-дина читаем: "(Менгу-каан) привел в покорность и подданство племена..., кипчаков,... и черкесов; предводителя кипчаков Бачмана, предводителя племен асов...". Эннувейри (1279-1333) извещает: "Душихан (Джучи - Р.Б.), сын Чингисхана... Он завоевал еще, после смерти отца своего, страны Северные, присвоил себе господство над ними, погубил находившиеся там племена Тюркские да роды Кипчакские и другие роды, как-то: Аллан, Асов, Валахов, Черкесов, Русских и других обитателей Северных стран". Приведем еще одно свидетельство. Элькалькашанди (умер в 1419) пишет о землях, входящих в состав Золотой Орды, "т.е о Хорезме, Дешт-Кипчак, землях Хазарских, Крымских, Азакских (Азовских), Черкесских, Булгарских, Валахских, Асских и Русских". Анализ приведенных сообщений приводит нас к мысли, что если указанные здесь названия мы привяжем к современным, то можем ошибиться. Сгруппируем эти названия. Хазарские, Крымские, Азовские земли - это Нижняя Волга - Приазовье - Крым. Черкесские, Булгарские, Валахские: черкасы нижних Дона и Днепра, Дунайская Болгария и Румыния. Асские и Русские земли: донские и волжские булгары и русские. Подтверждение, что асы (ясы) - это булгары, мы находим и в сообщении Ибн-Батута (1304-1377), который посетил город Сарай при хане Узбеке. "Город Сарай, -пишет он, - (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами...В нем 13 мечетей для соборной службы;...В нем (живут) разные народы, как-то Монголы - это (настоящие) жители страны и владыки (ея); некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кипчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их". Необходимо отметить, что Ибн-Батута не упоминает татар, ибо татарами, на Западе и в Руси называли монголов, а затем и все тюркское население Золотой Орды. Для него в этом не было необходимости, потому что он каждый народ называет своим именем по отдельности. Черкесы здесь не "горные черкесы", т.е. жители горного Кавказа, а черкасы, как сами себя и окружающие народы называли потомков донских и черноморских булгар-ясов (на Руси - берендеи и черные клобуки), смешанные со своими близкими родственниками гузами и печенегами. Асы - это булгары. Их также называли еще саксинами. Было бы удивительным, если бы издавна проживая на Нижней и Средней Волге, булгары не жили на своей исконной земле, на которой был основан Сарай-Берке, тем более, что этот город был основан на месте их разрушенного монголами города Саксина. Рассмотрим с интересующей нас точки зрения повествование Рашид-ад-дина. "Когда же, - пишет он, - пришла очередь ханствования и господствования над миром Чингиз-хану, его знаменитому роду и его великим преемникам, то они замирили и сделали покорными себе все государства населенной части мира, (состоящей) из Северного Китая и Южного, из Индии и Синда, Мавераннахра и Туркестана, Сирии и Византии, стран асов и урусов, черкесов и кипчаков, келаров и башкир, - короче говоря, все то, что простирается от востока на запад и с севера на юг". В этом отрывке бросается в глаза попарное перечисление стран и народов по близости их расположения. Под словами "стран асов и урусов" необходимо иметь в виду все земли проживания булгар - волжских и донских, а также все русские княжества без исключения. Черкесы и Кипчаки: черкесы - это черкасы, тюркский народ, проживавший на землях, где в настоящее время расположены города Черкассы и Новочеркасск по соседству с кипчаками-половцами. Келары и башкиры: келары - это маджары или буртасы, которые обитали на Волге ниже камских булгар; земли кочевых башкир простирались к юго-западу от Урала и доходили до Волги, т.е. до буртас, которые обитали в основном на правом берегу Волги. Арабо-персидские авторы иногда именем келар называли вместе булгар и буртас. "Перед тем Чингиз-хан приказал Джучи, - пишет Рашид-ад-дин, - двинуться в поход на завоевание и покорить северные области, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкас, Дешт-и-Кипчак и другие области тех краев,...". К названию "Келар" В.Г.Тизенгаузен дает варианты "Булгар", "Пулар" из других списков "Летописей" Рашид-ад-дина. Келарами переводчики Рашид-ад-дина иногда называют мадьяров, т.е. венгров. Но мадьярами, точнее маджарами, средневековые авторы называли и буртас. Приведем следующий отрывок из "Летописей" Рашид-ад-дина: "После него (Чингиз-хана) Угедей-каан, совместно со своим братом Тулуй-ханом, захватил полностью страну Хитай. Совместно с племянниками по брату они захватили области келаров, башкиров, булар, Дешт-и Кинчак, урусов (русских), черкесов и асов (осетин) до крайнего севера, а с южной стороны, до пределов Хабеша (Абиссинии)". Как мы уже выяснили выше, асы это не осетины, а булгары; черкесы - черкасы, потомки булгар-ясов (асов) и тюркские предки запорожских и донских казаков. Что касается "келаров", то переводчик в примечании дает следующее разъяснение: "келар; Сокр.Сказ., &270 - кэрэл. В венгерском языке...(произносится как "кираль") значит "король". В биографии Субутая, помещенной в Юань-ши,...говорится, что он напал на... це-лянь (кэрэл) - владыку...ма-чжа-р (маджар), т.е. мадьяр. Можно предположить, что монгольские летописцы, а в след за ними и Рашид-ад-Дин, ошибочно приняли слово "кираль" за название страны". Но это не совсем так. Монгольские летописцы и Рашид-ад-Дин не ошиблись. Келарами они называли как венгров (мадьяр), так и буртасов (маджар), поэтому данное слово (келар) имеет какое-то другое происхождение. В данном отрывке под словом "келар" речь идет о маджарах (буртасах). Все три народа - келары, башкиры, булгары - располагались по соседству, так же, как черкесы и асы, т.е. тюрки-черкасы и асы-булгары жили на Дону не только по соседству, но и на одних и тех же землях. Надо отдать должное ученому-мыслителю С.А.Плетневой, которая глубоко проникла в "тайну" асов (ясов). "Это, - пишет она, - дает некоторые основания считать, что под "асами" восточные авторы имели в виду отнюдь не кавказский народ, тем более что при перечислении их часто помещают вместе с Русью и Волжской Болгарией, а не с аланами. Видимо, эти асы - те самые ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северного Донца. Вероятно, они так и остались там - на "нейтральных" русско-половецких территориях, никогда, естественно, не принимая никакого участия во враждебных действиях против русских княжеств и потому ни разу после начала XII в. и не упомянутые летописью. Однако этнически и территориально это была вполне реальная общность, которую надо было брать силой, о чем были хорошо осведомлены завоеватели. Если эта гипотеза верна, то тогда естественна и связь бурчевича Бачмана с асским (ясским) князем , который жил не более чем на 200 км от кочевий приднепровского "эмира"". Историческая наука в состоянии превратить данную гипотезу в объективную истину, но традиции в науке так же сильны, как и в жизни. Многие ученые, противореча имеющимся сведениям, упорно продолжают отождествлять асов (ясов) с аланами (осетинами), черкасов - с черкесами-адыге Кавказа, не желая вопреки историческим и географическим фактам, видеть в них ясов-булгар, которые ассимилировали остатки гузов, печенегов , а еще раньше хазар. Попытки доказать одноэтничность алан и асов разнообразны. "В начале XIII в., - пишет А.В.Гадло, - Алания уже представляла собой двуединое государство, и в этом отношении исключительный интерес вызывает китайская карта 1331 г., основанная на монгольских свидетельствах эпохи завоевания Восточной Европы, где наряду с названиями Булгар, Саркес (т.е. черкес) и Киньча (т.е. Кыпчак) значится двойное Алань-Ас. (т.е. аланы-асы) . Именно на период борьбы с монголами падает активизация общности асов, занимавших, вероятнее всего предстепье, наиболее уязвимую во время войн в степи часть Кавказа . После разгрома монголами сопротивления асов и союзных им кипчаков (восстание Бачмана и "эмира асов" Качир-укулэ) остатки асских групп, видимо, отошли в горы, были инкорпорированы другими аланскими общинами, а часть их ушла в Крым , где осела вблизи старой византийской крепости Кырк-Йер (Чуфут-Кале)". Обозначение на китайских картах "Алань-Ас" еще не доказывает, что аланы и асы были родственными этносами, так же, как написание "Австро-Венгрия" на картах начала XX в. не говорит о том, что это государство основали родственные народы, наоборот, австрийцы - германцы, венгры - угры. Кроме того, половец Бачман и ас Качир-укулэ воевали далеко от Кавказа на Волге. Если бы аланы и асы были родственными народами и жили по соседству, они бы и воевали против монголов вместе. Все дело в том, что на запад от алан жили кавказские асы (предки балкарцев и карачаевцев), а асы Качир -укулэ были донскими асами. Те и другие асы были ответвлениями булгарских племен, вышедших из Великой Булгарии после ее распада во 2-й половине VII в. О кавказских асах упоминает Шереф-ад-дин Йезди (ум.1454), описывая завоевательные походы эмира Тимура в конце XIV в.: "В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Буриберди и Буракана, который был правителем народа асов. На этом пути находились леса. Вырубив деревья и проложив дорогу, (Тимур) оставил эмира Хаджи-Сейф-ад-дина при обозе, а сам с целью джихада взошел на гору Эльбруз. В горных укреплениях и защищенных ущельях у него было много стычек с врагами веры...". В это время вокруг горы Эльбрус уже жили предки современных балкарцев и карачаевцев, которые у Йезди названы асами. Именно их сопротивление пришлось преодолевать эмиру Тимуру, чтобы взобраться на Эльбрус. Да и имена асов Буриберди и Буракана исконно тюркские. К сказанному о кавказских асах (ясах) хотелось бы добавить следующее. Подтверждение, что асы (ясы) были булгарами, можно найти и в современной жизни. А.И.Попов в своей книге "Названия народов СССР" отмечает тот факт, что еще и в наше время балкарцев, т.е. потомков булгар, называют асами и никто иные, как сами осетины. Правда, автор из этого факта делает совершенно иной вывод: якобы осетины называют балкарцев асами потому, что те живут на их древней земле. Такой вывод не может быть принят и вот почему. Осетины, зная, что окружающие народы называют их асами (а они не могли этого не знать), не стали бы переносить свой этноним на другой народ только потому, что он занял те земли, которые ранее принадлежали их предкам. В XIV в. наименование ясы исчезает из русских летописей. Отныне тех ясов, которые приняли ислам начинают называть "бесерменами", т.е. мусульманами, а принявших православие - черкасами и севрюками. Говоря о Никоновской летописи, М.Н. Тихонов пишет: "Характерно также упоминание о бесерменах и татарах (...), которые различались в наших летописях XIV-XV вв.". У В.Н. Татищева читаем: "Хвалиси и болгары нижние, от них море Каспийское у наших Хвалинское имяновано, ныне Астраханская губерния. ...Карпеин называет бесермен". В книге "Великий князь Александр Невский" также упоминаются "восточные купцы - хивинские или хозарские, "бесермены", как называли их наши предки по их религии". Эти "бесермены" откупили у татар право сбора дани на Руси. О севрюках пишет Л.Н.Гумилев: "Северные савиры ославянились по языку, но долгое время боролись с россами и антами, а потом с их царством Московским. В XVII в. они еще сохраняли свой древний этноним "севрюки". Под этим именем они пополняли войска Болотникова". Особая речь о черкасах - потомках ясов-булгар и тюркских предках запорожских и донских казаков. Черкасы приняли православие и ославянились, но еще в XVII в. они отличали себя от украинцев и русских. Приведем из множества свидетельств лишь два. В 1654 г. гетманский посланник на слова Крымского хана: "Как ... ваш гетман и все вы черкасы забыли мою дружбу и совет?" - отвечает: "Какая ... твоя царева дружба и совет? Приходил ... ты к нам, черкасам, на помощь против польского короля, и ты ... только лишь польскими и ...черкасскими полонянниками корыстовался, наимал себе полону с своими ратными людьми и забогател ... черкасам никакие помочи не учинил". Здесь интересно не само содержание беседы, а обращение хана к казацкому полковнику: "вы, черкасы", и ответ последнего: "нам, черкасам", т.е. казакам. Или вот еще обращение крымского хана: "А ныне... те запорожцы, черкасы". Таким образом, булгарский мир в течение всего средневековья был многообразен и занимал огромные пространства. Если на восточных и западных окраинах этого пространства образовывались болгарские государства со своими устойчивыми этноноосферами на основе ислама и православия, то донские и черноморские булгары-ясы оказались в поле влияния двух этноноосфер - русского и волжско-булгарского, что привело к расколу их собственной булгаро-ясской этноноосферы. Одна их часть ославянилась и вошла в состав украинского и русского народов, а другая воссоединилась со своими родственниками волжскими булгарами.